Фото Полтавы - Пейзажи Полтавы - Старая Полтава - Афоризмы - WebMoney

Поиск по сайту
Облако тегов

Статистика
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всего: 139
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Парней: 133
Девушек: 6

Наши опросы
Каким образом Вы пришли к нам на сайт?
Всего ответов: 42
Мини профиль
Суббота, 23.09.2017 г.,
23:02:01


  
Гость!

Логин:
Пароль:

Случайные афоризмы
Закругляем углы на CSS

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает.

Станислав Ежи Лец

Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает.

Семюэл Колридж

Праздники сегодня
Погода

Курс валют в Полтаве

Главная » Статьи » История города Полтавы

Памятник Славы (Колонна Славы)

Проект реставрации памятников истории Полтавской битвы (1949 г.). Историческая справка. 
Памятник Славы

И.о. начальника мастерской (И.Е. Медгауз); справку составили: архитектор (И.Я. Михайловский), архитектор Л.С. Вайнгорт. 

В подборе и изучении исторических материалов, литературы и составлении справки участие принимали:

1. Архитектор Михайловский И.Я.
2. Архитектор Вайнгорт Л.С. 
3. Архитектор Александрова М.М.
4. Архитектор Гервич К.Н.


Величественная колонна Славы расположена в центре Октябрьского парка и является вторым по времени памятником, посвященным Полтавской битве 1709 года.

Первый памятник в виде каменного обелиска был сооружен в 1778 году.

Идея увековечения знаменательной Полтавской битвы 1709 года и победы русского оружия не покидала народ и особо жителей города Полтавы всё время. Однако последующие действия правительства, после смерти Петра I, не содействовали реализации этой идеи.

Ныне существующий памятник Славы сооружен в 1804-1811-е годы. По преданиям он поставлен на том месте, где жители города Полтавы, его героический гарнизон и полковник Келин встретили Петра I и победоносную Русскую Армию при их въезде в город после победы на поле боя.

Комендант Келин с почтеннейшими гражданами встретил Петра у Триумфальных ворот (ворота эти были построены в одни сутки). Они стояли на том самом месте, где ныне находится монумент Полтавской победы.

Монумент Славы, как и весь ансамбль архитектурных сооружений вокруг, представляет собой ценнейший памятник передовой русской архитектуры начала XIX столетия, созданный по проектам лучших русских зодчих того времени.

Монумент Славы и почти все здания вокруг были построены в одно и то же время (1804-1811 гг.) по новому плану расширения города, который был составлен в 1804 году, когда Полтава стала губернским городом.

Небезынтересно отметить, что строительство монумента Славы и большинства ценных архитектурных сооружений, в том числе ансамбля Круглой площади (1804-1811-12 гг.), относятся ко времени столетия Полтавского боя и победы над шведскими интервентами, а так же к периоду победоносного ведения и завершения народами Росси Отечественной войны 1812 года против наполеоновского нашествия. 
 
Эти исторические архитектурные памятники отображают героическую историю побед нашей родины в 1709 и 1812 гг.

Трудно найти лучший пример в такой мере выдержанного в едином стиле архитектурного ансамбля русского классицизма. 

Как уже указывалось выше, Круглая площадь в городе Полтаве была создана по новому плану, предполагавшему естественный рост и продолжение старого города крепости. 

Предполагают, что по проекту известного русского архитектора Тома де Томона в 1804 году была распланирована Круглая площадь восемью радиально идущими от нее улицами, оси которых пересекались в центре круга, где установлена колонна Славы работы того же архитектора Тома де Томона и скульптора Щедрина.    

Этот новый центр весьма удачно увязывается со старым центром - Красной (Соборной) площадью - прямой магистралью одной из радиальных улиц (ныне Октябрьской), удачно замкнутой в перспективе вертикалями колокольни собора и колонной Славы.

Эта созданная площадь дошла до нас в виде круглого парка, который был насажен в 50-х годах XIX столетия и принадлежал Кадетскому корпусу до 1880 года, когда он был передан в собственность города, и в 1881 году обнесен изгородью. 

Памятник или монумент Славы был заложен в 1804 году. При закладке его была положена медная доска с надписью: "Памятник сооружается в память победы, одержанной в 1709 году июня 27 Государем Российским Петром Великим над королем Карлом XII, на сем месте в гор. Полтаве..."

Из-за недостатка средств и трудностей строительства не удалось осуществить открытие памятника к столетию Полтавской битвы в 1809 году, несмотря на все старания, принимавшиеся местной администрацией вплоть до объявления Всероссийской подписки по сбору средств на сооружение монумента.

Достоверно установлено, что основными и первоначальными средствами для строительства монумента являлись не царские пожертвования и приношения дворян, а средства трудового народа - крепостных крестьян окрестных деревень, принадлежащих городу (сёла Ивашки, Гожулы, Ивонченцы, Тахтаулово, Павленки, Горбаневка, Мачухи и хуторов). Помимо этого городской магистрат пользовался даровым трудом крепостных крестьян для городских работ (подвоз дров, соломы, сена и т.п.). 

Эти доходы города от своих своеобразных имений, то есть за счет крестьян, и явились источником для сооружения памятника, причем своим решением сенат отпустил из казны даже не всю сумму, причитавшуюся г. Полтаве. 

Строительство монумента Славы за счет народных средств подтверждает прошение Полтавской губернской думы на имя малороссийского генерал-губернатора князя А.Б. Куракина о содействии в сооружении монумента. "... в воспоминание торжеству незабвенной победы для отечества и ходатайства перед Государем дабы... имения самим Великим Государем (т.е. Петром I) городу (Полтаве) в то время за услуги пожалованные за которое в удостоверение ожидает высочайшего повеления, было обращено доходами на дальнейшие сего памятни созедателя...", т.е. речь шла о разрешении использовать на строительство памятника Славы накопившиеся в течение десяти лет подати с крестьян окружающих деревень, прописанных и подаренных Петром городу Полтаве.  

Весьма интересен и тот факт, что за землю, где должен был быть размещен памятник Славы, т.е. где ныне Октябрьский парк, город вынужден был внести выкуп владельцам ее - дворянам Бажулы и Копчихы в сумме 845 руб. золотом. 

Работа Щедрина над Полтавским монументом - одна из первых и серьезных его работ.

Рисунки Томона скульптурной части памятника были в значительной степени лаконичны, и тем самым давали простор творческой инициативе скульптора, чем воспользовался талантливый Щедрин, мастерски исполнивший в своей интерпретации скульптурные части монумента. 

Сама история строительства небезынтересна, так как длилась более 7 лет (1804-1811 гг.). Согласно протокола Всероссийской Академии Художеств установлено, что только 27 мая 1805 года на заседании Академии было определено начало скульптурных работ по монументу "под смотрением Томона". В августе того же года была составлена скульптором Щедриным смета стоимости скульптурных работ на сумму 24 тысячи руб. золотом, причем все скульптурные работы было решено окончить к 1-му мая 1806 года, а отливка из меди и чеканка - через год, т.е. 1807 г.  

Академия утвердила смету и в виду особого архитектурного и исторического значения назначила специальную комиссию для надзора за всеми работами в составе Федора Гордеева и Ивана Мартоса. Сохранились акты осмотра этой комиссией скульптурных работ по монументу Славы в стадии их изготовления. Ниже и приводим один из таковых актов:

"В Императорскую Академию Художеств.

Приготовленные господином профессором Щедриным бронзовые украшения к монументу, воздвигаемому в Полтаве в воспоминание победы Государя Императора Петра Великого, из глины модели одной трофеи, да лавры с оружием из которых форм литейной из чеканного дела мастером Якимовым из воску отлиты лавры с оружием им г. Щедриным распущены по свидетельству же нашему к отливке из меди совершенно находим во всей исправности и для того ему господину Щедрину выдать можно из назначенной на скульптурные работы сумму тысяча пятьсот рублей. 

Подписи: Федор Гордеев
Иван Мартос
Марта ... дня 1806 года"

(Центральный Государственный Исторический архив. Фонд Академии Художеств. Дело № 23 за 1806 г. Лист 22.)

Щедрин выполнял все работы быстро, с большим мастерством. Строгость памятника потребовала от скульптора простоты и ясности выражения. Свободную манеру Щедрина несколько сковывала математическая рассчитанность скульптурных элементов, в исполнении которых он нашел все же то чувство меры, которое обостряет общий композиционный замысел Томона. 

Успеху монумента содействовало исключительное мастерство русского мастера Якимова, отливавшего все скульптурные части монумента.

За отличное исполнение скульптурных работ Ф. Щедрин был награжден особой благодарностью и наградой. 

В Центральном Государственном Историческом архиве, в фондах Академии Художеств, сохранился интересный документ с описанием всех деталей и украшений монумента. Приводим его ниже:

"Реестр бронзовым украшениям, принадлежащим к монументу Полтавской баталии, положенными в ящики под следующими номерами:
          В ящике № 1 - Большой орел, держащий во рту венок
          В ящике № 2 - Большой барельеф, изображающий трофеи
          В ящике № 3 - Большой барельеф, изображающий трофеи
          В ящике № 4 - Змея пьедесталу, где будет надпись и при ней семнадцать литер с четерью медными точками, означающими надпись "июня 27 дня 1709 г.", валик, состоящий из четырех штук для базы. Восемь ветвей дубовых, восемь ветвей лавровых для базы. Четыре громовых стрелы к орлу. Четыре штуки лавровых листов для колонны. Двенадцать пальмовых листьев для составления капители. Двенадцать шишек виноградных, принадлежащих к пальмовым листьям. Двенадцать штук листьев дубовых, принадлежащих к среднему поясу колонны и ко всякому листу по два желудька. 
          В ящике № 5 - Четыре венка с листами и частью гирлянд для колонны
          В ящике № 6 - Четыре ветки пальмовых больших для колонны. Четыре римских орудиев для колонны. Четыре римских орудиев для пьедестала. Два шишака, принадлежащим к трофеям

Января 2 1808 года"

(Центральный Государственный Исторический архив. Фонд Академии Художеств. Дело № 23 за 1805 г. Лист 40.)

Из-за недостатка средств и других затруднений затягивалось строительство памятника. Его отдельные части изготовлялись в разных местах, как, например: чугунные части колонны монумента, на которой водружен орел, отливались на Луганском заводе. Решетка была заказана в Петербурге.

Гранитные части для пьедестала изготовлялись в каменоломнях г. Кременчуга и м. Калебарды. Бронзовые украшения и детали были изготовлены в мастерских в Петербургской Академии Художеств. 

Во время сооружения памятника Полтава была небольшим городком, имевшим до семи тысяч жителей, и естественно были затруднения в подыскании необходимых мастеров для строительства, отделки, шлифовки камня и т.д. Поэтому многих мастеров приходилось приглашать из Москвы и других городов. 

Для строительства монумента была организована специальная строительная экспедиция. Особое участие в руководстве работами принимал губернский архитектор Амвросимов, который "руководил к наблюдению точности плана, задавая мастерам шаблоны и показывая порядок дела". 

Известны несколько вариантов монумента. Так, в одном из описаний князем Куракикиным монумента предусматривалось сооружение монумента и всех остальных деталей из чугуна, а барельефы на колоннах из алебастра, орел медный вызолоченный.  

В период проектирования и изготовления скульптурных частей монумента были изготовлены несколько его моделей. Одной из первых была восковая модель 1805 года работы Претти, а также деревянная, сделанная столяром Кенненком (Центральный Государственный Исторический архив, дела правления Академии Художеств, 1806 год, дело № 23), которая хранилась в Эрмитаже, а в 1810 году была передана в Академию Художеств. 

Изображение модели монумента из слоновой кости опубликовано в журнале "Старые годы" (1910 г., декабрь, стр.14). Была гранитная модель с бронзовыми украшениями, которая раньше хранилась в русском музее и в описи "музеума" значилась под № 39.

Эта модель наиболее близка к самому монументу. Ее скульптурные украшения были отлиты мастером Якимовым. Предполагают, что сам Щедрин был участником создания этой модели. 

Отлитая чугунная колонна была установлена на место в мае 1809 года, окрашена не в темно-зеленый цвет с покрытием лака, как предполагалось, а под чугун.

Монумент Славы представляет собой чугунную коринфскую колонну, высотой до 11 метров и диаметром около 2 метров, установленную на полированном постаменте в виде уступчатой пирамиды. 

Колонна украшена бронзовыми барельефами в виде венков, колчанов и пальмовых листьев. На верху колонны вылитый из бронзы одноглавый орел, несущий в клюве лавровый венок славным и мужественным русским воинам, в когтях орла перуны войны. Орел обращен в сторону Поля Полтавской битвы и как бы порывается взлететь к нему.

Уступчивый пьедестал имеет вид крепости с восемнадцатью заделанными в нем пушками, из которых 10 штук русских, находившихся на бастионах Полтавской крепости, и 8 трофейных шведских, захваченных при Переволочне

По внешнему краю пьедестала установлена искусной художественной работы чугунная решетка в форме мечей, обращенных концами к земле в знак покоя после победы. 

Вокруг центрального серого гранитного камня, основания колонны, с двух сторон расположены бронзовые композиции оружия, доспехов и знамен, а с двух сторон - змея, обвитая кольцом между двух колчанов. В кругу, где змея, была надпись, свидетельствующая о дате сооружения.

Бронзовые лепные украшения на стволе колонны помещены по трем поясам так, что они прикрываю швы на стыках. Пальмовые ветки с лавровыми венками идут по первому поясу, более узкая гирлянда из листьев по второму, и, наконец, дикторские связки с лавровыми венками по третьему поясу. Завершена колонна скромной коринфской капителью с акантов. 

Памятник строг по своим пропорциям, соотношение его частей придает особую торжественность композиции. Сочетание гранита, чугуна и золоченной бронзы подчеркивает торжественность монумента. 

Сам автор, характеризуя свой проект, писал: "так как колонна - это триумфальный памятник, воздвигнутый в память Петра Великого, в честь самого памятного и решительного события его царствования, то я старался дать всей этой композиции характер оригинальный и так сказать присущий герою и его торжеству. С этой целью я прибегнул к аллегориям простым, но точным и ясным" и далее идет описание деталей монумента.

Здесь Тома де Томону удалось учесть особенности Русской архитектурной мысли и создать вместе со Щедриным, с русскими мастерами, произведение, общий характер которого составлял сущность русского классицизма. 
       
Открытие памятника было совершено 27 июля 1811 года с большим торжеством.

Из описаний отдельных современников мы узнаем о состоянии и общем виде монумента в различные периоды.    

В статье "Полтава 80 лет назад", напечатанной в "Киевской старине" за 1896 год, указывается, что по краям "оного" (т.е. пьедестала), железные мечи (в действительности они чугунные) с позолоченными эфесами..."

Это указывает на характер покраски ограждения. За время своего существования монумент несколько раз перекрашивался и потерял свой первоначальный вид. Так, в конце XIX или начале XX столетия были закрашены бронзовые скульптурные детали венков, расположенные по стволу колонны.

В начале XX века состояние монумента было плохое. Н. Макаренко в заметках "Провинциальный вандализм" ("Старые годы", 1909 г., стр. 38-39) указывает подробности порчи памятника. В 200-летие Полтавской битвы в 1909 году монумент был несколько отремонтирован. 

В годы Советской власти монумент несколько раз ремонтировался. Особо капитальный ремонт был произведен в 1939 году в 230-летие Полтавской битвы, когда были заменены выветрившиеся камни на ступенях.

Весь пьедестал был заново переложен с расшивкой швов, заливкой их свинцом и цементом, была возобновлена полировка всех гранитных частей, капитально отремонтирована чугунная ограда и т.д.

Работы производились под специальным наблюдением, по предварительно сделанным обмерным чертежам с натуры. Обмеры памятника производились несколько раз: в 1938 году, 1945 году и 1947 году. 

Проект реставрации монумента составлен профессором Зацепиным М.Г. и архитектором Вайнгортом Л.С. в 1947 году. 

Во время немецко-фашисткой оккупации города Полтавы (1941-1943 гг.) монумент подвергся варварской порче, исчезли отдельные бронзовые детали, из-за отсутствия должного ухода основание его, особенно гранитные части, получили деформации и т.д. Монумент требует реставрации и капитального ремонта. 

В Управлении главного архитектора г. Полтавы имеются подробные обмеры монумента, проект его реставрации и большое собрание иконографии (фото) монумента в различные периоды. 


Источник: Історико-меморіальне видання Провінційний Архитектор: Збірка матеріалів та фотодокументів, присвячена 100-річчю від дня народження Л.С. Вайнгорта / Укл. Б. Тристанов. - Полтава: Дивосвіт, 2012. - 336 с.: іл. 



Категория: История города Полтавы | Добавил: admin (09.06.2013)
Просмотров: 2697 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]