Фото Полтавы - Пейзажи Полтавы - Старая Полтава - Афоризмы - WebMoney

Поиск по сайту
Облако тегов

Статистика
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всего: 139
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Парней: 133
Девушек: 6

Наши опросы
Каким образом Вы пришли к нам на сайт?
Всего ответов: 43
Рекомендуемые сайты
Мини профиль
Пятница, 17.11.2017 г.,
21:15:01


  
Гость!

Логин:
Пароль:

Случайные афоризмы
Закругляем углы на CSS

Действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей вселенной.

Никола Тесла

Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.

Михаил Булгаков

Нет истинного богатства, кроме человеческого труда.

Шелли Перси Биш

Праздники сегодня
Погода

Курс валют в Полтаве

Главная » Статьи » Знаменитые люди Полтавщины

Федор Аполлонович Пироцкий - изобретатель первого трамвая

Наш Пироцкий обогнал Сименсов на целый год!

Такими были трамваи сто лет тому назад: конку (на фото) заменили электрические динамо-машины (на фото внизу).

Несмотря на свое первенство, украинец умер в нищете, а его немецкие коллеги-братья стали миллионерами.

Олеся КУЧЕРЕНКО, "Комсомольская правда в Украине". Фото с сайта tramvaj-kafe.kiev.ua — 12.02.2010

Собирать сведения о Федоре Аполлоновиче Пироцком пришлось буквально по крупицам. В городке Сенча Полтавской области, где родился изобретатель (17 февраля 1845 года), нет практически никаких сведений о семье Пироцких. В районном Лохвицком краеведческом музее сообщили лишь то, что родители Федора были военными врачами и потомками украинских казаков. А Федор в 18 лет покинул родные края и больше не возвращался.

Электрическую конку затормозили олигархи

В Киеве нам удалось найти женщину, которая всю жизнь посвятила транспорту, а в конце 1980-х благодаря ей открылся Музей электротранспорта. 81-летняя Лидия Ливинская сейчас в музее и директор, и экскурсовод, и уборщица. О Федоре Пироцком готова рассказывать часами.

- Уехав из родного дома, он отправился на учебу в Константиновский кадетский корпус Санкт-Петербурга, а потом и в Михайловскую артиллерийскую академию, - рассказала «КП» Лидия Ливинская. - Но военное дело его мало привлекало. Еще во время учебы Федору посчастливилось побывать на практике на заводах Финляндии. Тогда он и задался целью передачи электроэнергии на расстоянии.В 1870 году Пироцкий разработал проект передачи электроэнергии через две машины и железный провод, укрепленный телеграфными изоляторами на деревянных столбах. По выходным он совершенствовал свои опыты на практике, гоняя паровые машины на заброшенных железнодорожных путях возле Петербургского порта.

В 1879 году Федор Пироцкий предоставляет властям Петербурга проект разработки городского трамвая, которым должно двигать электричество, а не кони. Интересными были его доводы: «Электрическая конка сильная, быстрая, надежная. Ей не нужны конюшни, и она не оставляет гноя на улицах. А главное - электрика будет стоить дешевле, чем овес и сено».

 

 

- Но питерские олигархи стали стеной против трамвая, ведь они вложили все свои капиталы в конку и еще не отбили затраты, - вздыхает Лидия Архиповна. - Зато умелые немцы воспользовались трудами Пироцкого. Братья Сименсы на одной из выставок продемонстрировали электрический «поезд» с отдельным локомотивом и двумя платформами для пассажиров. Сначала их экипаж использовался как аттракцион и мало напоминал трамвай. Но главное, что энергия к двигателю подавалась по схеме, расписанной украинцем в международном «Инженерном журнале».

 

Первые трамваи Российской империи появились в Киеве

Первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина. И еще 5 лет все подобные транспортные пути в Европе строились по схемам Пироцкого. А миллионы заработали братья Сименсы…

В России же надолго забыли об изобретении, гоняя на конке и повозках на паровых двигателях. Лишь спустя 10 лет, в феврале 1891-го, выдающийся инженер-мостостроитель и предприниматель генерал Аманд Струве получил в Киевской думе разрешение на строительство трамвайной линии. И через полгода на месте сегодняшнего Владимирского спуска появились рельсы, а 1 июня 1892 года тут запустили первый электрический трамвай.

В Москве он пошел только в 1899 году. А в Петербурге на улицах трамвай появился лишь в 1907-м, через 27 лет после его изобретения Пироцким!

Лишился жилья из-за ошибки в фамилии

О личной жизни Федора Пироцкого ничего не известно. Видимо, он, как и многие другие изобретатели, настолько был озабочен изобретениями, что времени на себя не оставалось. Ведь, помимо трамвая, он еще много чего придумал: доменную печь, различные варианты построек гидроэлектростанций, проект по распределению тока для освещения Петербурга. Много изобретений внедрял на службе в артиллерии. Постоянные командировки не давали даже задуматься о жене и детях. Последним его местом службы была Ивангородская крепость в Варшаве, откуда в 1888 году его в чине полковника отправили на пенсию. Причем досрочно. Причины неизвестны. Но в итоге, не дослужив пару месяцев до 25-летнего стажа, Пироцкий получил урезанную пенсию, которой с трудом хватало только на пропитание и оплату жилья.

Памятник Пироцкому есть в белорусском Витебске, но нет в родной стране.

Памятник Пироцкому есть в белорусском Витебске, но нет в родной стране.

Не зная, что делать с этим мизером в столице, Федор Аполлонович отправился в имение своего дяди на Херсонщину, доставшееся ему по наследству. Но после длинных судебных разбирательств он так и не получил жилья. Дело в том, что еще во время учебы его фамилию исковеркали и вместо Пироцкого в документах записали Пероцким. Скромному изобретателю ничего не оставалось, как уехать и поселиться в гостинице в Олешках (сейчас Цюрупинск Херсонской области).

Похороны в кредит

После смерти (28 февраля 1898 года) о Пироцком таки узнали в округе. В мае того же года газета «Юг» опубликовала заметку о Федоре Аполлоновиче: «Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позже проданного имущества... На площади с молотка продавались его вещи. Всего было выручено 65 рублей… Непроданными остались 5 ларей, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами». После этого о Пироцком забыли на долгие годы…

 

P.S. В Украине ни одна улица не носит его имени, нет памятников Пироцкому даже в Киеве. Да что там - не осталось ни одного нормального фото этого удивительного человека!

Самая полная информация о нем, пожалуй, есть в Питере и Киевском музее электротранспорта.

Сегодня немногие украинцы, садясь в старый потрепанный трамвай (других у нас отродясь не водилось), знают: этим изобретением нашего земляка вот уже более 130 лет пользуется весь мир.

Теперь об этом знаете и вы. 

Директор музея электротранспорта Лидия Ливинская и покажет, и расскажет о трамваях все.

Директор музея электротранспорта Лидия Ливинская и покажет, и расскажет о трамваях все.

 

Как создавался первый электровагон

Все лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция, и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всем мире «был двинут» (как писали тогда в газетах) настоящий вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Но его идеи были подхвачены за рубежом. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.


 



Категория: Знаменитые люди Полтавщины | Добавил: admin (18.08.2012)
Просмотров: 4203 | Теги: трамвай, Изобретатель, Пироцкий | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]