Фото Полтавы - Пейзажи Полтавы - Старая Полтава - Афоризмы - WebMoney

Поиск по сайту
Облако тегов

Статистика
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Всего: 139
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Парней: 133
Девушек: 6

Наши опросы
Каким образом Вы пришли к нам на сайт?
Всего ответов: 42
Мини профиль
Суббота, 23.09.2017 г.,
23:01:01


  
Гость!

Логин:
Пароль:

Случайные афоризмы
Закругляем углы на CSS

Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам.

Стив Джобс

Если прошлое не отпускает, то оно еще не прошло.

Сафарли

Теория учит нас смотреть далеко вперед, а практика - себе под ноги.

Стас Янковский

Праздники сегодня
Погода

Курс валют в Полтаве

Главная » Статьи » Знаменитые люди Полтавщины

Федор Аполлонович Пироцкий - изобретатель первого трамвая

Наш Пироцкий обогнал Сименсов на целый год!

Такими были трамваи сто лет тому назад: конку (на фото) заменили электрические динамо-машины (на фото внизу).

Несмотря на свое первенство, украинец умер в нищете, а его немецкие коллеги-братья стали миллионерами.

Олеся КУЧЕРЕНКО, "Комсомольская правда в Украине". Фото с сайта tramvaj-kafe.kiev.ua — 12.02.2010

Собирать сведения о Федоре Аполлоновиче Пироцком пришлось буквально по крупицам. В городке Сенча Полтавской области, где родился изобретатель (17 февраля 1845 года), нет практически никаких сведений о семье Пироцких. В районном Лохвицком краеведческом музее сообщили лишь то, что родители Федора были военными врачами и потомками украинских казаков. А Федор в 18 лет покинул родные края и больше не возвращался.

Электрическую конку затормозили олигархи

В Киеве нам удалось найти женщину, которая всю жизнь посвятила транспорту, а в конце 1980-х благодаря ей открылся Музей электротранспорта. 81-летняя Лидия Ливинская сейчас в музее и директор, и экскурсовод, и уборщица. О Федоре Пироцком готова рассказывать часами.

- Уехав из родного дома, он отправился на учебу в Константиновский кадетский корпус Санкт-Петербурга, а потом и в Михайловскую артиллерийскую академию, - рассказала «КП» Лидия Ливинская. - Но военное дело его мало привлекало. Еще во время учебы Федору посчастливилось побывать на практике на заводах Финляндии. Тогда он и задался целью передачи электроэнергии на расстоянии.В 1870 году Пироцкий разработал проект передачи электроэнергии через две машины и железный провод, укрепленный телеграфными изоляторами на деревянных столбах. По выходным он совершенствовал свои опыты на практике, гоняя паровые машины на заброшенных железнодорожных путях возле Петербургского порта.

В 1879 году Федор Пироцкий предоставляет властям Петербурга проект разработки городского трамвая, которым должно двигать электричество, а не кони. Интересными были его доводы: «Электрическая конка сильная, быстрая, надежная. Ей не нужны конюшни, и она не оставляет гноя на улицах. А главное - электрика будет стоить дешевле, чем овес и сено».

 

 

- Но питерские олигархи стали стеной против трамвая, ведь они вложили все свои капиталы в конку и еще не отбили затраты, - вздыхает Лидия Архиповна. - Зато умелые немцы воспользовались трудами Пироцкого. Братья Сименсы на одной из выставок продемонстрировали электрический «поезд» с отдельным локомотивом и двумя платформами для пассажиров. Сначала их экипаж использовался как аттракцион и мало напоминал трамвай. Но главное, что энергия к двигателю подавалась по схеме, расписанной украинцем в международном «Инженерном журнале».

 

Первые трамваи Российской империи появились в Киеве

Первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина. И еще 5 лет все подобные транспортные пути в Европе строились по схемам Пироцкого. А миллионы заработали братья Сименсы…

В России же надолго забыли об изобретении, гоняя на конке и повозках на паровых двигателях. Лишь спустя 10 лет, в феврале 1891-го, выдающийся инженер-мостостроитель и предприниматель генерал Аманд Струве получил в Киевской думе разрешение на строительство трамвайной линии. И через полгода на месте сегодняшнего Владимирского спуска появились рельсы, а 1 июня 1892 года тут запустили первый электрический трамвай.

В Москве он пошел только в 1899 году. А в Петербурге на улицах трамвай появился лишь в 1907-м, через 27 лет после его изобретения Пироцким!

Лишился жилья из-за ошибки в фамилии

О личной жизни Федора Пироцкого ничего не известно. Видимо, он, как и многие другие изобретатели, настолько был озабочен изобретениями, что времени на себя не оставалось. Ведь, помимо трамвая, он еще много чего придумал: доменную печь, различные варианты построек гидроэлектростанций, проект по распределению тока для освещения Петербурга. Много изобретений внедрял на службе в артиллерии. Постоянные командировки не давали даже задуматься о жене и детях. Последним его местом службы была Ивангородская крепость в Варшаве, откуда в 1888 году его в чине полковника отправили на пенсию. Причем досрочно. Причины неизвестны. Но в итоге, не дослужив пару месяцев до 25-летнего стажа, Пироцкий получил урезанную пенсию, которой с трудом хватало только на пропитание и оплату жилья.

Памятник Пироцкому есть в белорусском Витебске, но нет в родной стране.

Памятник Пироцкому есть в белорусском Витебске, но нет в родной стране.

Не зная, что делать с этим мизером в столице, Федор Аполлонович отправился в имение своего дяди на Херсонщину, доставшееся ему по наследству. Но после длинных судебных разбирательств он так и не получил жилья. Дело в том, что еще во время учебы его фамилию исковеркали и вместо Пироцкого в документах записали Пероцким. Скромному изобретателю ничего не оставалось, как уехать и поселиться в гостинице в Олешках (сейчас Цюрупинск Херсонской области).

Похороны в кредит

После смерти (28 февраля 1898 года) о Пироцком таки узнали в округе. В мае того же года газета «Юг» опубликовала заметку о Федоре Аполлоновиче: «Никаких денег при нем не нашли, и знакомые устроили ему похороны в кредит, в счет описанного и позже проданного имущества... На площади с молотка продавались его вещи. Всего было выручено 65 рублей… Непроданными остались 5 ларей, 4 чемодана и 3 ящика: все это наполнено деловыми бумагами, картинами, книгами». После этого о Пироцком забыли на долгие годы…

 

P.S. В Украине ни одна улица не носит его имени, нет памятников Пироцкому даже в Киеве. Да что там - не осталось ни одного нормального фото этого удивительного человека!

Самая полная информация о нем, пожалуй, есть в Питере и Киевском музее электротранспорта.

Сегодня немногие украинцы, садясь в старый потрепанный трамвай (других у нас отродясь не водилось), знают: этим изобретением нашего земляка вот уже более 130 лет пользуется весь мир.

Теперь об этом знаете и вы. 

Директор музея электротранспорта Лидия Ливинская и покажет, и расскажет о трамваях все.

Директор музея электротранспорта Лидия Ливинская и покажет, и расскажет о трамваях все.

 

Как создавался первый электровагон

Все лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колесам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция, и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всем мире «был двинут» (как писали тогда в газетах) настоящий вагон. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Но его идеи были подхвачены за рубежом. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах». В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого.


 



Категория: Знаменитые люди Полтавщины | Добавил: admin (18.08.2012)
Просмотров: 4027 | Теги: трамвай, Изобретатель, Пироцкий | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]